Home > Press-centre > СМИ о проекте > Веб-сайт www.bnews.kz. «Нурлы жол»: Транспортная «стройка века»
Mass media about the project
Printer-friendly versionPrinter-friendly version
14/08/2015 г.
Веб-сайт www.bnews.kz. «Нурлы жол»: Транспортная «стройка века»

11 ноября 2014 года Глава государства в ходе очередного Послания народу Казахстана дал старт Новой экономической политике «Нурлы жол».

Послание удивило экспертов не новизной (об инфраструктурном развитии Нурсултан Назарбаев и ранее говорил неоднократно), а, скорее, предельной четкостью. Речь шла не об абстрактных направлениях работы, а о конкретных целях и задачах, на выполнение которых выделяются конкретные деньги. Суть проста: пока другие судорожно искали лекарство от кризиса, мы методично наращивали объемы Национального фонда. Настало время обратиться к его резервам для того, чтобы укрепить экономику и придать ей новое ускорение. Казахстан вливает накопленные средства в экономику, но делает это не бездумно. Каждый проект карты «Нурлы жол» даст осязаемый результат в будущем. Астрономическая сумма в 500 миллиардов тенге (без малого 3 миллиарда долларов) на дороги, порты, банки и бизнес – всего лишь своевременные долгосрочные инвестиции.

Вспомним, на какие цели пойдет выделенная из Нацфонда сумма.

* Кредитование МСБ – 100 миллиардов тенге. Глава государства в каждом выступлении, посвященном экономике, говорит о том, что долю МСБ в ВВП нужно доводить до уровня развитых стран (то есть до 40-50%). Дополнительные затраты выглядят более чем оправданными с учетом крушения российского рубля и присоединения Казахстана к ВТО.

* Оздоровление банковского сектора путем выкупа «плохих» кредитов – 250 миллиардов тенге. По данным Нацбанка, по состоянию на июль 2015 года доля проблемных кредитов составила 10% от общего объема ссудного портфеля банков против 23,5% в 2014 году. Результат работы очевиден, даже несмотря на скептические оценки некоторых экспертов.

* Создание необходимой инфраструктуры для привлечения инвестиций – 81 миллиардов тенге. Речь идет о завершении проекта «сухого порта» «Хоргос – Восточные ворота», а также нескольких СЭЗ.

* Строительство комплекса «Экспо» – 40 миллиардов тенге. Судьба этих денег печальна, но не безнадежна. Стройка усилиями дважды обновившейся команды (ответственность за подготовку с Адильбеком Джаксыбековым разделил Ахметжан Есимов) будет завершена в срок.

* Строительство нового терминала и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Астаны – 29 миллиардов. Обыватель может отметить для себя, что столичный аэропорт никогда не бывает переполненным. Но здесь свою роль играет стратегическое видение развития города, в которое закладываются рост числа жителей, открытие новых воздушных маршрутов, рост интереса к Астане со стороны инвесторов и рядовых туристов. Наконец, для проведения крупных международных мероприятий вроде «Экспо» нынешнего терминала столичного аэропорта будет явно недостаточно.

Кроме того, Президент обратил внимание на необходимость развития энергетической инфраструктуры. В частности, речь шла о строительстве ветки электропередач от Экибастуза через Семей до Усть-Каменогорска и Алматы. Ее значение огромно и заключается, прежде всего, в снижении и даже полном устранении зависимости южных регионов от закупаемой из-за рубежа электроэнергии.

Еще одним важным направлением проекта является модернизация ЖКХ. Общий износ коммуникаций и сетей в Казахстане даже по самым скромным подсчетам составляет 65%. Речь идет о катастрофическом состоянии отечественного ЖКХ, логичным итогом которого являются случаи «разморозки» целых населенных пунктов.

Кроме того, Глава государства отметил важность строительства социальной инфраструктуры, в частности, школ и детских садов. Эта работа ведется на постоянной основе, но юных казахстанцев, к счастью, становится все больше. Обеспечение их образованием – задача стратегической важности.

Какое из этих направлений важнее? Трудно сказать. Развитие каждого из них – вопрос жизненной необходимости. Остановимся на направлении, ход реализации проектов которого можно отследить на каждом этапе, - дорожном строительстве.

По оценке АО «НК «КазАвтоЖол», до 2020 года строительно-монтажными работами планируется охватить 7 100 км автодорог страны (для сравнения: протяженность Казахстана с запада на восток – чуть меньше 3000 км). На эти цели выделяются 2,3 трлн тенге, в том числе, в 2015 году - около 270 млрд. тенге, 178 млрд. из которых направлены Нацфондом.

В данный момент строительные работы ведутся на шести трассах в Казахстане:

* участки автокоридора «Западная Европа - Западный Китай»;

* трасса Астана – Караганда – Алматы;

* трасса Астана – Павлодар – Семей - Усть-Каменогорск;

* трасса Кызылорда - Жезказган – Караганда;

* трасса Астана - Актобе - Атырау – Актау;

* трасса Алматы - Усть-Каменогорск.

Строительство казахстанского участка коридора «Западная Европа - Западный Китай» будет завершено в 2016 году. Стороннему наблюдателю в подобный сценарий верится с трудом: слишком много проблем возникало и возникает у подрядчиков на разных участках. Например, рабочие неоднократно устраивали забастовки из-за недовольства размерами или сроками оплаты труда. Были проблемы и технологического характера: в конце июля китайская компания, которая прокладывает 32-километровый участок магистрали в направлении узбекской границы, заявила, что отстает от обозначенных сроков на целый месяц из-за просадки грунта. Остается лишь верить в удачное завершение всех работ в заявленные сроки.

Переоценить значение коридора «Западная Европа - Западный Китай» для Казахстана сложно. Трасса, проходящая по территории Казахстана, является, по сути, транспортным стержнем новой логистической системы. Она связывает между собой не только границу с Китаем и границу с Россией, но и два ключевых логистических объекта, возводимых в рамках проекта «Нурлы жол», - «сухой порт» Хоргос и морской порт Актау (с дополнением в виде трассы Атырау-Актау).

Главную трассу страны, связывающую Астану и Алматы, закончат строить только к 2019 году. Дорогу протяженностью в 1282 километра и стоимостью примерно в 836 миллиардов тенге построят не только за счет средств Нацфонда, но и за счет займов Всемирного банка и ЕБРР. В данный момент работы идут на участке Астана – Темиртау.

Трасса Астана – Алматы пользуется огромной популярностью с момента переноса столицы в Астану. Кроме того, популярностью у жителей Астаны пользуется карагандинское направление. Несмотря на свой высокий статус, до недавнего времени дорога, соединяющая две столицы, отличалась низким качеством покрытия. Как результат, ДТП на всех ее участках происходили с пугающей регулярностью.

Без видимых проблем идет строительство трассы Алматы – Усть-Каменогорск. В данный момент ведется строительство участка Алматы – Талдыкорган, капшагайский отрезок которого обещают запустить до конца 2015 года. Весь участок предварительно будет сдан к 2017 году.

Окончания строительства трассы ждут с нетерпением водители восточных областей страны, потому что качество старой трассы не выдерживало никакой критики. В то же время добираться, например, из Семея в Алматы по маршруту Семей - Павлодар – Астана – Караганда – Алматы крайне неудобно. Строительство новой трассы, безусловно, позитивно скажется и на увеличении грузоперевозок, и на пассажиропотоке.

Ход строительства трассы Кызылорда - Жезказган – Караганда в мае этого года проверила «небесная канцелярия»: дорога была затоплена в результате паводков. К сожалению, более конструктивных новостей о работах на данном участке нет. Ориентировочная стоимость проекта реконструкции - 10,1 млрд. тенге. В проекте за 2 года будут задействованы 410 человек, преимущественно местные жители.

Важность данного участка для транспортной сети страны является очень большой. Главный плюс – связь севера страны с юго-западными областями. Кроме того, введение трассы в эксплуатацию позволит северным и восточным регионам «выйти» на трассу «Западная Европа – Западный Китай».

Общая стоимость трассы Астана – Усть-Каменогорск составляет 431 млрд. тенге. Работы в данный момент ведутся на участке Астана-Павлодар-Семей, общей протяженностью 509 км. По итогам 2015 года планируется открыть движение на 100 км: Астана-Павлодар (47 км) и Павлодар-Семей (53 км).

Старая «павлодарская» трасса также не отличалась высоким качеством покрытия. При этом направление является очень популярным как у жителей Астаны, так и у жителей Павлодарской области и ВКО. Кроме того, важность данного участка состоит в связывании Астаны и приграничных регионов России.

В ходе строительства трассы Астана-Актобе-Атырау-Астрахань работы ведутся на участке Бейнеу-Актау протяженностью 470 км. В 2015 году на реализацию проекта выделено 19,5 млрд. тенге Общая стоимость проекта составляет 540 млрд. тенге.

Кроме того, не во всех источниках, посвященных проекту «Нурлы жол», упоминается продление трассы Астана – Кокшетау до Петропавловска. Работы продолжаются на участке Кокшетау-Петропавловск по СКО. По итогам года планируется сдать в эксплуатацию 55 км, в 2016 году – 51 км. В 2015 году на строительство участка выделено 14,3 млрд. тенге.

Строительство данного участка напрашивалось. Ранее путешествие из Астаны в Петропавловск напоминало контрастный душ. От Астаны до Кокшетау – идеальное бетонное покрытие. Затем – приличный участок высококачественного асфальта. А вот качество трассы, проходящей по территории СКО, оставляло желать лучшего. При этом дорога связывает Астану не только с Петропавловском, но и с приграничными регионами России.

В целом, когда реализация проекта «Нурлы жол» будет закончена, Казахстан получит разветвленную сеть высококлассных дорог:

 

Примечание: данное изображение является схематическим и может содержать картографические неточности.
 
Безусловно, большинство из обозначенных на карте дорог существовали и ранее. Но их качество было явно недостаточным для того, чтобы превратить Казахстан в крупный логистический узел. Именно такую цель поставил Глава государства.
Положительное влияние высокоразвитой дорожной сети на экономику переоценить трудно. Главный аспект – это, конечно, получение выгоды от транзита грузов. По качественным дорогам можно перевезти больше и быстрее. Сухопутный маршрут доставки грузов через территорию Казахстана привлечет повышенное внимание зарубежных партнеров, в особенности после завершения строительства упомянутых выше логистических узлов на западе (порт Актау) и востоке («сухой порт» Хоргос) страны.
Хорошие дороги – это важный стимул к развитию внутренней торговли. Сокращение времени доставки товаров способно расширить участие производителей на рынках соседних регионов, особенно в тех случаях, когда речь идет, например, о скоропортящихся продуктах. В свою очередь, это приведет к ужесточению внутренней конкуренции и борьбе за потребителя, позитивно сказывающихся на цене и качестве товаров и услуг.

Модернизация автодорожной сети традиционно способствует развитию «придорожного» малого и среднего бизнеса. Мотели, кемпинги, закусочные – неотъемлемая часть инфраструктуры качественной автотрассы. А это, в свою очередь, рабочие места и налоговые отчисления в местные бюджеты. Например, вдоль коридора «Западная Европа – Западный Китай» кемпинги появляются уже сейчас. Логично предположить, что чем больше транспортный поток, тем выше будет востребованность сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, в строительстве скоростных автотрасс высокого класса есть еще один важный плюс, о котором нередко забывают эксперты, подсчитывающие прибыли и убытки отечественной казны. Отсутствие естественных разделительных полос и боковых ограничителей на устаревших казахстанских трассах, помноженное на неуемное желание водителей поскорей успеть в пункт назначения, приводит к огромному количеству ДТП. От сценария «потерял бдительность – задремал – выехал на встречную полосу или съехал в кювет» не застрахованы даже водители со стажем. Конечно, трассы, построенные в рамках проекта «Нурлы жол» не убедят казахстанцев ехать медленнее во имя собственной безопасности, но от лобового столкновения из-за секундной расслабленности спасут точно. С точки зрения предотвращения ДТП со смертельным исходом автодорожные проекты «Нурлы жол» бесценны. 

 

 Navigation
 

 

 

«The completion of the Kazakhstan’s section of the Western Europe – Western China International Road Corridor is very important. It is really the construction of the century»

«We set an objective to develop infrastructure. And it turned out to be within our power. We are currently reviving the New Silk Road. We have opened access to the countries of the Persian Gulf and the Greater East. We have opened the Eastern gates, paving the way to the markets of China and the entire Asian continent», "Kazakhstan-2050” Strategy.
 
 
Address of the First President of the Republic of Kazakhstan – Elbasy, 2012.

 

 

 

 

«The executive authorities need a complete, high-quality Nurly Zhol Program. This is a strategic project which will affect the entire transport infrastructure».

 

 

 

 

 

Стратегия 2050

 

 

 

 

"WE-WC" projects
“Nurly zhol” projects
Procurements
Announcements
Press center
Multimedia
Questions & Answers Contacts