Главная > Пресс-центр > Новости > Из блога министра транспорта и коммуникаций РК А. Жумагалиева о развитии автодорожной отрасли Казахстана
Новости
Версия для печатиВерсия для печати
21/10/2013 г.
Из блога министра транспорта и коммуникаций РК А. Жумагалиева о развитии автодорожной отрасли Казахстана

Регулярно мне на блог приходят письма, в которых казахстанцы рассказывают о состоянии дорог в тех или иных регионах, жалуются на качество ремонта и строительства, просят ускорить реконструкцию той или иной дороги. Недавно, как вы знаете, Глава государства также высказал справедливую критику в отношении состояния автодорожной отрасли. Поэтому сегодня, учитывая наиболее часто задаваемые вопросы, я решил рассказать о ситуации в отрасли и о мерах, которые мы принимаем.

СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Действительно, проблемы в отрасли есть. Это и неудовлетворительное состояние дорог, которых у нас, если брать во внимание всю дорожную сеть – 33%, качество ремонта, недостаток финансирования на реконструкцию и содержание, большегрузы, которые разбивают трассы, несовершенство законодательства и структуры управления и т.д. Думаю, обо всем этом вы тоже знаете.

Конечно, хоть мы и говорим об ограниченности финансирования, нужно учитывать, что до 2001 года его практически не было. В 2001 году на выделенные деньги было охвачено ремонтом 2,5 тысячи км, преимущественно это был ямочный ремонт и средний, чтобы хоть как-то продлить жизнь существующей дорожной сети. С 2009 года финансирование увеличилось в разы. В этом году мы смогли охватить ремонтом 5898 км дорог, из них 3485 км республиканской сети. Причем, 2315 - это реконструкция.

Благодаря Программе развития транспортной инфраструктуры, которую мы сейчас разрабатываем по поручению Президента, к 2020 году мы доведем долю дорог общего пользования в хорошем и удовлетворительном состоянии до 78%, охватим ремонтом более 29000 км.

КОМИТЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МТК РК НЕ БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРЕ ПОДРЯДЧИКА

Несовершенство законодательства и структуры управления в автодорожной отрасли, пожалуй, одна из основных проблем. О ее последствиях, в частности, о подверженности сферы дорожного строительства коррупционным рискам, говорится постоянно. Основная тому причина - сосредоточенность контрольных функций в одном подразделении: комитет автомобильных дорог в единственном лице и заказчик, и контролирующий орган, который принимал работу.

В прошлом году мы приняли решение кардинально изменить эту структуру управления, перераспределив функции.

В результате за Комитетом автомобильных дорог оставили функции стратегического планирования, организации надзора и экспертизы качества, нормативного и научного обеспечения. То есть, теперь он планирует когда какие дороги будут отремонтированы и проверяет качество строительства. Организацией конкурсов, выбором подрядчика, разработкой проектно-сметной документации занимается АО "Казавтожол", которое при этом не принимает сами дороги. Приемкой выполненных объемов работ занимаются специальные инженерные службы, которые работают на основе международных правил FIDIC. Эти правила мы уже применили при строительстве международного коридора "Западная Европа – Западный Китай".

ПО FIDIC РЕШЕНИЕ ПО ОПЛАТЕ ВЫПОЛНЕННОЙ ПОДРЯДЧИКОМ РАБОТЫ ПРИНИМАЕТ ИНЖЕНЕР

Типовые формы контрактов между заказчиком и подрядчиком по FIDIC (международной федерации инженеров консультантов) используются сегодня в 80 странах, более того, они являются обязательными при строительстве дорог за счет средств международных финансовых институтов.

Согласно FIDIC, управлением проектом занимается инженер с соответствующим опытом работы, который также выбирается на конкурсной основе. Он полностью отвечает за качество проводимых работ, оперативно принимает все технические решения, то есть, по сути, выполняет те функции, которые были закреплены за самим заказчиком.

Кстати, по FIDIC решение об оплате выполненной работы также принимает инженер, тем самым, исключая контакт между заказчиком и подрядчиком. Что важно, контрактами FIDIC теперь предусматриваются штрафы за несвоевременную мобилизацию, срыв сроков строительства, за ровность и качество покрытия и т.д.

При этом, предусмотрена персональная ответственность инженерных служб, вплоть до уголовного наказания. В случае выявления недоработки с их стороны, они будут лишены лицензии на осуществление данной деятельности.

Протестировав такую форму работы при ремонте и реконструкции республиканских дорог, мы хотим распространить ее и на местные дороги. То есть, акиматы, которые сегодня отвечают за состояние местной дорожной сети, должны будут также изменить подход к работе.

МТК РАЗРАБАТЫВАЕТ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ АВТОДОРОГАМИ

Совместно с Международным банком реконструкции и развития мы планируем внедрить в Казахстане автоматизированную систему управления автомобильными дорогами, в которой будет аккумулироваться вся информация о состоянии автодорог республики.

В эту систему будут стекаться данные из многофункциональных лабораторий, оценивающих состояние дорог и имеющиеся дефекты, а также информация об интенсивности движения с автоматизированных арок контроля.

В результате система сможет оценивать состояние дорожной сети, определять вид и приоритетность ремонтных работ, подсчитывать необходимый бюджет.

Преимущества этого нововведения почувствуют и сами автовладельцы. У них появится возможность в онлайн-режиме видеть состояние дорог и планировать свой маршрут.

ЗАВЕРШЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО 1625 КМ ДОРОГИ "ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА – ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ"

При строительстве автомагистрали "Западная Европа – Западный Китай" мы впервые применили международные стандарты контроля качества строительства, о которых я говорил выше. Помимо Комитета автомобильных дорог, РГП "Облжоллаборатория, за качеством работ следят иностранные инженеры, которые подчиняются банку, за счет займа которого идет финансирование работ.

В целом, если говорить о проекте, можно сказать, что в этом году мы вышли на финишную прямую. Начали строительные работы на последних участках международного транспортного коридора "Западный Китай – Западная Европа" (Алматы – Хоргос, Шымкент – гр.Жамбылской области, обход г.Тараз). В ближайшее время начнутся подготовительные работы на участке Ташкент - Шымкент.

По плану в этом году мы должны были открыть движение на 806 км. По состоянию на сегодняшний день уже проложено 710 км. Итого, в конце года в общей сложности будет открыт проезд по 1721 км.

РАЗВИТИЕ ДОРОГ В НАПРАВЛЕНИИ ЦЕНТР-ЮГ, ЦЕНТР - ЗАПАД, ЦЕНТР – ВОСТОК

Начало строительства дорог в направлениях от центра к регионам – это один из основных результатов этого года. После поручения Президента мы в короткие сроки разработали проектно-сметную документацию для некоторых участков, провели конкурс и начали строительство.

По направлению от Астаны до Павлодара сегодня работы ведутся на 37,7 км. В следующем году это будет еще одна грандиозная стройка, реконструкцей будет охвачено 429 км.

По направлению Центр – Запад, сегодня работы ведутся на участках Бейнеу – Шетпе и Аркалык – Торгай. Несколько дней назад был объявлен конкурс на реконструкцию 170 км на участке Шетпе – Актау.

Также в следующем году работами будет охвачен вся дорога "Алматы – Капшагай, сегодня реконструкция идет на 52 км.

НА 40 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ТЕСТИРУЮТСЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Большое внимание мы уделяем внедрению новых технологий строительства. Практически каждый месяц к нам приходят письма с предложениями применить те или иные новые материалы или полимеры. Мы все эти технологии рассматриваем, наш институт "КаздорНИИ проверяет их действительные свойства, смотрит, как они ведут себя в наших климатических условиях.

На сегодняшний день у нас проложено порядка 40 экспериментальных участков. Мы наблюдаем, как ведет себя дорожное покрытие на практике. Создана межведомственная рабочая группа, которая занимается рассмотрением вопросов внедрения инновационных материалов.

Некоторые технологии мы уже давно начали использовать по результатам тестирования. К примеру, тот же "Сларри Сил". В этом году, после проведенных исследований, начали опытное применение дорожного покрытия микросюрфейсинг, которое продлевает жизненный цикл дорожного покрытия. При этом есть те ноу-хау, которые мы запрещаем после проведенных исследований. К примеру, проводили эксперимент по некоторым полимерным добавкам, которые должны были повысить свойства асфальтобетона. Однако, испытания показали, что эти добавки наоборот ухудшают свойства асфальта при нашем резко-континентальном климате.

Что касается технологии строительства монолитных железобетонных мостов, о которой Глава государства говорил на расширенном заседании Правительства, ее мы сейчас испытываем в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. Мониторинг показывает положительный результат, после его завершения, начнем повсеместное внедрение технологии.

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ

В последние годы, вы, наверное, заметили, стало больше строиться дорог высшей категории. Однако, мало построить хорошую магистраль – за ней нужно ухаживать, иначе скоро она придет в негодность. 10-сантиметровая трещина, если ее вовремя не починить, под действием влаги и солнечных лучей превратится в яму. Такие дороги, безусловно, комфортны и удобны, однако их содержание очень дорогостоящие.

В этом году мы запустили первую платную дорогу в Казахстане "Астана – Щучинск". Сделали это не для того, чтобы вернуть деньги, вложенные в строительство, как многие думают. Дорога строилась на наши с вами налоги, а это значит, мы ее с вами и профинансировали. Деньги, которые будут собраны, будут идти на содержание этой дороги. Именно из этого расчета и был определен тариф за проезд, который кстати, минимальный.

Для легковых машин мы установили стоимость на уровне 1 тенге, для местных жителей, проживающим в районе трассы, по рекомендациям депутатов, предусмотрен годовой абонемент, стоимость которого 1000 тенге.

Дорога "Астана-Щучинск" теперь будет сама себя содержать. То есть, более 1 млрд. тенге, которые раньше для этих целей выделялись, будут перенаправлены. Их хватит на средний ремонт 100 км другой дороги.

В КАЗАХСТАНЕ ЗАПУСКАЕТСЯ 13 ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕСОВ

Одна из основных проблем плохих дорог в Казахстане – большегрузы, которые в прямом смысле раздавливают дорожное полотно. Есть, конечно, посты транспортного контроля. Частично они выполняют свои функции, останавливают перегруженные машины, штрафуют их – деньги идут в бюджет на восстановление дорог. Для большей эффективности в прошлом году мы их оснастили видеонаблюдением. Выявляемость перегруженного транспорта увеличилась в несколько раз, при этом пока инспектор проверяет одну машину – 5 других проезжают беспрепятственно. Плюс, нужно учитывать человеческий фактор.

Помните, в прошлом году я рассказывал о нашем плане по модернизации деятельности Комитета транспортного контроля (КТК 2.0). Тогда еще на стадии идеи мы говорили, что начнем устанавливать электронные весы, которые будут взвешивать автотранспорт в движении. Я еще информировал вас, что параллельно будем закрывать стационарные посты транспортного контроля, к которым было много нареканий. Так вот, мы уже установили 13 таких арок, начинаем их запускать, и, как я обещал, уже закрыли 9 стационарных постов. В следующем году увеличим их количество до 31, плюс запустим сервис по отправке штрафов на домашний адрес владельца машины. В последующем таких арок будет 80.

Просто для информации приведу такие цифры: за период тестирования работы трех систем взвешивания, с января текущего года, было проверено более 238 тыс. автомобилей, в то время как всеми стационарными постами - 74,6 тыс. АТС.

ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАЗРЕШЕНИЙ

Распределение иностранных бланков между грузоперевозчиками, их искусственный дефицит и частая перепродажа – еще одна проблема транспортного контроля. О ней я тоже писал год назад в своем посте (КТК 2.0). На сегодня ее мы уже решили, опять же, путем внедрения новых технологий, автоматизировав бизнес-процессы. Теперь перевозчики отправляют заявки на получение бланков через портал электронного правительства, а получают их в ЦОНе. Сотрудники транспортных инспекций, т.е., тот самый пресловутый человеческий фактор, из этой цепочки были исключены. Бланки система распределяет по формуле, процесс полностью прозрачный. Причем, надо сказать, что, перевозчики уже почувствовали преимущества системы – увеличилась не только выдача бланков, но и возврат использованных.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ВЫЗОВА ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ СОКРАТИТ СМЕРТНОСТЬ В ДТП НА 30 %

Эта система - еще одно наше ноу-хау, одна из составляющих комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения наряду с реконструкцией дорог, установкой барьерных ограждений и т.д. Конечно, она не станет панацеей от выездов на встречную полосу, превышения скорости, управления авто в нетрезвом состоянии, соблюдения дистанции, у нее другая задача – сократить время реагирования на ДТП оперативными службами. По правилу "золотого часа" - чем раньше приедут спасатели, тем выше вероятность, что пострадавших можно спасти.

С 1 января 2015 года специальными терминалами должны быть оснащены все автомобили, занимающиеся пассажирскими перевозками и перевозящие опасные грузы. С 2017 года, согласно срокам технического регламента Таможенного Союза, они будут установлены во всех новых авто, выпускаемых заводами. Частные автовладельцы смогут также по желанию установить соответствующее оборудование в ранее приобретенных авто.

Эффект, который мы ожидаем от внедрения этой системы, за счет снижения времени реагирования экстренных служб, сокращение смертности в ДТП на 30 %.

ПО ПРОГРАММЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БУДЕТ ПОСТРОЕНО 10 АВТОВОКЗАЛОВ, 50 АВТОСТАНЦИЙ,

216 ПУНКТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И 260 ОБЪЕКТОВ СЕРВИСА

В Госпрограмме по развитию транспортной инфраструктуры республики, которую я уже упоминал, предусмотрено не только развитие дорожной сети, но и инфраструктуры перевозок и сервиса. В частности, в городах будут построены 10 автовокзалов, 50 автостанций в районных центрах, 216 пунктов обслуживания пассажиров в сельских населенных пунктах, а также 260 объектов сервиса на автодорогах республиканского значения. Плюс, предусмотрен ремонт существующей инфраструктуры – автомобильных, железнодорожных и авиавокзалов.

Сайт МТК РК

 

 

 

«Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Это действительно народная стройка века».
«Мы ставили задачу развивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. В настоящее время мы возрождаем Новый Шелковый путь. Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока. Мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского континента». «Стратегия «Казахстан-2050».
 
 
Послание Первого Президента РК - Елбасы, 2012 г.

 

 

 

 

«Исполнительной власти нужна полная, качественная программа «Нурлы Жол». Это стратегический проект, благодаря которой будет затронута вся транспортная инфраструктура».

 

 

 

 

Стратегия 2050

 

 

 

 

Проекты "ЗЕ-ЗК"
Проекты "Нурлы жол"
Закупки
Объявления
Пресс-центр
Мультимедиа
Вопросы и ответы Контакты