Главная > Пресс-центр > Новости > Появление платных трасс, ремонт и содержание дорог, внедрение новых технологий — интервью с Председателем Комитета автомобильных дорог С. Бармаковым
Новости
Версия для печатиВерсия для печати
07/07/2020 г.
Появление платных трасс, ремонт и содержание дорог, внедрение новых технологий — интервью с Председателем Комитета автомобильных дорог С. Бармаковым

Состояние качества автодорог в республике является одним из актуальных вопросов. По инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева с 2015 года в стране реализуется масштабная государственная программа «Нұрлы жол». По итогам завершения первой пятилетки доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88% и местного значения — до 71%. В этом году Казахстан приступил к реализации следующей пятилетки. О том, как изменилась дорожная инфраструктура республики, каков в целом эффект от реализации программы, а также о важных проектах автодорожной сферы в интервью РrimeМinister.kz рассказал председатель Комитета автомобильных дорог Сайранбек Бармаков.

10 июня т.г. Премьер-Министр РК А. Мамин на заседании Совета по транспорту поручил ускорить введение платных дорог. Расскажите пожалуйста, какие дороги будут платные и какая работа ведется по ускорению сроков завершения?

На сегодняшний день по республике функционируют 4 платных участка протяженностью 682 км, это Нур-Султан-Щучинск (211 км), Нур-Султан-Темиртау (134 км), Алматы-Хоргос (295 км) и Алматы-Капшагай (42 км).

Как известно, в 2019 году АО «НК «ҚазАвтоЖол» был проведен открытый инвестиционный конкурс по устройству и обслуживанию системы взимания платы на 11 тыс. км. По итогам которого подписан договор с консорциумом во главе c компанией ТОО «Computer Vision Technologies». 

Соглашение предусматривает развитие интеллектуальных систем в автодорожной отрасли и увеличение протяженности платных автомобильных дорог республиканского значения в соответствии с Госпрограммой инфраструктурного развития «Нұрлы жол». До 2024 года протяженность платных дорог инвестором планируется довести до 11 тыс.км.

В текущем году планируется монтаж системы взимания платы на участках протяженностью 5,7 тыс. км, такие дороги как Шымкент – гр. Узбекистана (на Ташкент), Уральск-гр. РФ (на Саратов), Капшагай-Талдыкорган, Кызылорда-Шымкент-Тараз, Тараз-Кайнар, Актобе-Уральск-гр. РФ (Самара), гр. РФ-Актобе-Кызылорда, Актау-Бейнеу, Атырау-Доссор-Бейнеу-Акжигит-гр. Узбекистана, Нур-Султан-Павлодар, Павлодар-гр.РФ (Омск), Павлодар-Семей-Калбатау, Нур-Султан-Костанай-гр.РФ (на Челябинск). 

В настоящее время инвестором ведутся работы по установке контрольных арок на участках Шымкент – гр. Узбекистана (на Ташкент), Уральск-гр. РФ (на Саратов), Актобе-Уральск-гр. РФ (Самара) и Актобе-гр. РФ (Оренбург). 

На сегодняшний день мобилизованы все необходимые ресурсы, форсируются темпы строительно-монтажных работ для выполнения задач, поставленных Правительством РК.

Что делать гражданам, если по каким-либо причинам отсутствует возможность осуществления оплаты за проезд по платной дороге? Существуют ли льготы по оплате за пользование платными автомобильными дорогами?

В настоящее время в соответствии с Законом РК «Об автомобильных дорогах» предусмотрены льготы по плате за пользование платными автомобильными дорогами для спецтранспорта следующих категорий: организации скорой медицинской помощи, противопожарной службы, аварийно-спасательных служб, патрульной полиции и военной техники. На сегодняшний день прорабатывается вопрос внесения изменений в действующее законодательство в части включения в льготную категорию граждан участников, инвалидов Великой отечественной войны и лиц, приравненных к ним. 

Существует годовой абонемент для транспортных средств, зарегистрированных к прилегающим к платной дороге районам. Также обсуждается вопрос введения единого абонемента для всех платных дорог. 

Касательно отсутствия возможности оплаты за проезд: на действующих участках в рамках гибридной системы взимания платы предусмотрена оплата по базовой ставке при наличии предоплаты. Оплата наличными на пунктах взимания платы осуществляется по дифференцированной ставке. 

На новых участках с открытой системой взимания платы будет предусмотрено, что при отсутствии денег на счету, то есть отсутствии предоплаты, будет начисляться оплата по дифференцированным ставкам, а при их наличии, то есть по предоплате – будет списываться по утвержденным ставкам. Предполагается, что зарегистрированный пользователь с установленной RFID (Radio Frequency IDentification) меткой на лобовом стекле будет иметь скидки к действующей ставке. Такие RFID метки будут выдаваться каждому пользователю первый раз бесплатно на платных участках дорог в центрах по работе с клиентами.

Постановлением Правительства РК 31 декабря 2019 года утвердило государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020 - 2025 годы. Какие на сегодня есть результаты по ключевым проектам и какие планируется завершить до конца года? 

Приоритетными задачами Госпрограммы являются увеличение доли дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии республиканского и местного значения к 2025 году до 100% и 95% соответственно, обеспечение дорог объектами придорожного сервиса соответствующие национальному стандарту, а также выполнение ремонтных работ для комфортного и безопасного передвижения. 

Так, в текущем году строительными работами охвачено 4 тыс.км автодорог республиканского значения: Караганда-Балхаш-Капшагай, Актобе-Атырау-Астрахань, Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Калбатау-Майкапшагай, Кокшетау-Петропавловск-Курган, Узынагаш-Отар, Мерке-Бурылбайтал, Костанай-Денисовка, Ушарал-Достык.

По итогам года планируется открыть движение на участках автодорог общей протяженностью 2,6 тыс. км 

  • Талдыкорган-Усть-Каменогорск (763 км) – 763 км; 
  • Караганда-Балхаш-Капшагай (1056 км) - 645 км (363 км-Караганда-Балхаш, 282-Балхаш-Курты); - Калбатау-Майкапшагай (415 км) – 415 км; 
  • Актобе–Атырау-Астрахань (725 км) - 279 км (60 км Атырау-Астрахань, 219 км Кандыагаш-Макат); 
  • Мерке-Бурылбайтал (266 км) – 266 км; 
  • Кокшетау-Петропавловск-Курган (260 км) -67 км (60 км-Петропавловск-Курган, 7- км подъезд г.Кокшетау); 
  • Ушарал-Достык (184 км) - 60 км; 
  • Костанай-Денисовка (114 км) - 60 км (Рудный-Денисовка) 
  • Узынагаш-Отар (96 км) – 56 км;

На сегодня во всех регионах страны были начаты строительные работы. Для своевременной реализации проектов все подготовительные работы были выполнены вовремя. 

Количество задействованных рабочих составляет 200 тыс. человек (100 тыс.чел на объектах строительства, 100 тыс. человек - смежная отрасль). 

На развитие дорог местной сети в 2020 году предусмотрено 236 млрд тг, из них на дороги областного и районного значения 181,2 млрд тг, на улично-дорожную сеть городов республиканского значения – 47,8 млрд тг. Планируется охватить ремонтными работами 4 тыс. км и довести долю дорог местной сети в хорошем и удовлетворительном состоянии до 75%. 

Ремонтными работами охвачено 1,5 тыс.км автодорог республиканского значения. Капитальным ремонтом охвачено - 443 км, из них до конца года планируется вести в эксплуатацию 62 км автодорог в т.ч.:  

  • а/д «Кокпек-Жаланаш-гр. Кыргызстан» – 23 км (Алматы)2) а/д 
  • «Чапаево-Жалпактал-Казталовка» – 35 км (ЗКО), 
  •  а/д «Алматы-Бишкек (Алтын Орда)» – 4 км (Алматы). 

Средним ремонтом охвачено - 1 119 км автодорог (метод ресайклинга – 562 км, устройство покрытия – 211 км, устройств ШПО – 307 км, устройство микросюрфейсинга – 39 км). 

Сайранбек Солтанбекович, расскажите про содержание дорожной сети в зимний сезон 2019-2020 гг. С чем дорожники столкнулись этой зимой? Почему большинство отечественных дорог приходят в негодность после каждой зимы? 

Протяженность сети автомобильных дорог республиканского значения составляет 24,9 тыс. км, из которых 82% (20,4 тыс. км) находятся на содержании ТОО «Казахавтодор». 

Платные участки автодорог протяженностью 682 км содержатся филиалом «Дирекция платных автомобильных дорог» АО «НК «КазАвтоЖол». (Остальные участки протяженностью 3,8 тыс. км силами подрядных организаций на переходящих участках реконструкции и ремонта). 

В рамках подготовки автодорог республиканского значения для содержания в зимний период выполнены работы по вырубке деревьев и кустарников на откосах, было произведено закрытие отверстий 6 259 водопропускных труб, установлено 4 924 временных дорожных знака и 36 277 снегозащитных щитов. 

Кроме того, были заготовлены необходимые материалы для зимнего содержания, соль – 13,9 тыс. тонн, песок – 61,5 тыс. м3, отсев – 61,6 тыс м3, ГСМ – 1 325,8 тыс. л. 

Готовность зимней спецтехники составила порядка 90%. 

В связи с этим, ТОО «Казахавтодор» приобретено 194 ед. техники, из которых 114 ед. для зимнего содержания. Кроме того, проведены работы по привлечению 160 единиц арендной техники. 

Зимний период 2019-2020 годов начался в октябре 2019 года с выпадением осадков в виде мокрого снега, образования гололедных явлений и ухудшений погодных условий в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. 

Так, в январе т.г. неблагоприятные погодные условия (снег, метель, ограничение видимости) сохранялись в 6 областях (Акмолинской, Актюбинской, ВКО Карагандинской, Павлодарской, СКО). 

В Акмолинской и Карагандинской областях выпало рекордное количество осадков (выпало примерно 50 мм при норме 16 мм), что, по данным РГП «Казгидромет», превысило норму в 3 раза.

При этом, длительные осадки сопровождались сильным порывистым ветром и метелью, что не обеспечивало видимость на дороге. 

В этой связи, в г. Нур-Султан был объявлен режим ЧС. 

На ограниченных участках работа по очистке проезжей части проводились в круглосуточном режиме. 

На сегодняшний день одной из главных причин разрушения отдельных участков дорог является интенсивное движение большегрузных автотранспортных средств с нарушением весовых параметров. 

Движение большегрузных автотранспортных средств особенно в весенний период приводит к разрушению автодорог. 

Территориальными инспекциями транспортного контроля, местной полицейской службой, областными филиалами АО «НК «КазАвтожол» и ТОО «Казахавтодор» проводятся рейды по недопущению движения данного автотранспорта, однако данные меры имеют временный характер. Акиматом города Нур-Султан в текущем году планируется провести работы по строительству 10 улиц, протяженностью 9 км, средний ремонт на 150 улицах общей протяженностью 100 км.

С какими странами Вы обмениваетесь опытом в области ремонта и содержания дорог? Какие страны инвестируют в строительство наших дорог?

В целом на развитие транспортной инфраструктуры привлекаются заемные средства международных финансовых институтов таких как ЕБРР, АБР, МБРР и т.д.

Вместе с тем, в 2015 году Елбасы был инициирован план нации «100 конкретных шагов», в рамках которого реализуется 58 шаг, целью которого является привлечение стратегических инвесторов на развитие и содержание дорожно-транспортной инфраструктуры.  

Так, в 2015 году привлечен заем Эксимбанка на реконструкцию порядка 2 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения, по которым в настоящее время ведется активная работа.

С 2018 года активно начали применять механизм ГЧП. В 2018 году подписан договор концессии на реализацию проекта «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» с турецко-корейским консорциумом. Реализация проекта осуществляется с применением инновационных технологий в области строительства дорог.

На реализацию данного концессионного проекта республиканской значимости привлечены инвестиции самого турецко-корейского консорциума, а также банков развития ЕБРР, ЕАБР и ИБР. 

Вместе с тем, в 2019 году заключен договор с казахстанско-тайваньской компанией на внедрение системы взимания платности на 11 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения с применением новейших мировых технологий.

Планируемая открытая система взимания платы будет не только обеспечивать максимальный сбор платы, но и следить за состоянием дорожной сети и безопасностью движения. Реализация проекта будет осуществлена за счет инвестиций казахстанских банков.

В части содержания хотелось бы отметить, что ранее упомянутый проект БАКАД в течение 15 лет будет содержаться корейскими компаниями из состава консорциума в соответствии с международными стандартами по обслуживанию дорог. Из всего этого следует ожидать получение колоссального опыта казахстанских специалистов, участвующих в цикле реализации, содержании и обслуживании проектов.

В Шымкенте в этом году начался масштабный ремонт дорог и один из важных проектов – это мост республиканского значения, который в будущем будет соединять дорогу между Шымкентом и Ташкентом. Когда планируют завершить этот проект и когда к мосту подведут трассу?

Участок автомобильной дороги А-2 (Юго-Западный обход города Шымкент) протяженностью 31,6 км передан на баланс города Шымкент в 2016 году. С целью реконструкции данной автомобильной дороги разрабатывается проектно-сметная документация. Проектно-сметная документация разделена на 8 участков, на сегодняшний день, ПСД на 4 участках готова (общая протяженность 7,5 км, сумма 6,4 млрд тг.

В настоящее время на 3 участках уже ведутся работы (общая протяженность 5,6 км, сумма 5,1 млрд тг).

Один из участков - мост через реку Бадам (в районе скотного рынка).  Мост состоит из 2 частей (левая, правая) в 2019 году построена левая часть моста, в 2020 году демонтирован старый мост, на месте старого моста ведутся работы по строительству правой стороны. Окончание строительства запланировано на ноябрь 2020 года.

Какие требования предъявляются для качества выполнения работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. Существуют ли новые технологии, которые были введены в последние годы?

В части качества выполнения работ предъявляются требования к соблюдению условий, установленных проектной и технической документацией, основой которых являются требования нормативных документов, гармонизированных с лучшей международной практикой.

Контроль за соблюдением требований обеспечивается пятиступенчатым контролем: заказчик, подрядчик, технический надзор, автор проекта. И пятая ступень, это Национальный центр качества дорожных активов, который был создан в прошлом году.

Кроме того, на базе Центра дополнительно функционирует проектный офис «Адалдык аланы».

В целом, за прошедший год данные меры оказали положительный результат в части своевременного выявления и устранения нарушений, бракуются материалы, непригодные к применению.

Одним из принципиальных нововведений являются 3 новых подхода к качеству апробируемых на республиканской сети:

  • первое – это мониторинг гарантийных участков, в части своевременного выявления дефектов, которые устраняются за счет самих подрядчиков;
  • второе – это инструментальная оценка фактического состояния дорог передвижными лабораториями, которые фиксируют дефекты покрытия, ровность и другие параметры дорог. Эти результаты ложатся в основу планирования ремонта сети на 3 года;
  • третье – мониторинг безопасности дорог, в результате которого устанавливается уровни риска ДТП и разрабатывается комплекс мероприятий по их снижению.

В целом к концу текущего года планируется составление объективного рейтинга качества ремонта и строительства дорог, соответственно, подрядчиков и инженеров технического надзора.

В части вопроса о новых технологиях хочется выделить полномасштабное применение полимер модифицированных щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесей как на участках строительства и реконструкции, так и на участках среднего и капитального ремонта.

Кроме того, строительными организациями хорошо освоена технология ресайклирования, позволяющая сократить расходы, связанные с полным переустройством дорожной одежды в рамках ремонта дорог.

Эти технологии применяются как на дорогах республиканской сети, так и на местной, и улицах населенных пунктов.

Вместе с тем, рассматривается вопрос по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов на действующей республиканской сети автомобильных дорог, для внедрения новых технологий и материалов в различных природно-климатических зонах.

Это позволит систематизировать политику внедрения новых материалов и технологий, сделать ее прозрачной для отраслевых и общественных организаций, чего ранее не было.

Какие главные проблемы на дорогах встречаются в Казахстане? Какие планы по содержанию автомобильных дорог существуют на 2020-2021 годы?

Одним из главных вопросов, стоящих перед содержанием автодорог, является дефицит средств, соответственно, это сказывается на нехватке необходимой техники. В текущем году на содержание автодорог республиканского значения предусмотрено 26,6 млрд тг или 62% от норматива потребности (норматив 43 млрд тг).

Со своей стороны в настоящее время нами утверждены Планы мероприятий по подготовке автомобильных дорог на предстоящий осенне-зимний период. 

В рамках исполнения данного Плана начаты работы по подготовке производственных баз, дорожно-эксплуатационной техники. Производится ревизия снегоочистительной техники и до 1 сентября текущего года предусмотрены необходимые восстановительные работы. 

Кроме того, в целях обеспечения достаточным количеством техники для зимнего содержания на примере прошлого года, планируется привлечь арендную технику. Уже сейчас в регионах отрабатывается вопрос заключения договоров намерения для аренды. Также производится заготовка необходимых противогололедных материалов, снегозащитных щитов и вешек для снегозаносимых участков. На опыте прошлых лет определяются снегозаносимые участки для обеспечения особого контроля за ними и подготовлена схема расстановки дорожной техники. Кроме того, в целях улучшения качества содержания с июля текущего года планируется внедрение бездефектного содержания на пилотных участках автомобильных дорог республиканского значения протяженностью 424,4 км (участок Актобе – Мартук – 92,4 км, Капшагай – Талдыкорган – 186 км и г. Семей – до границы Павлодарской области – 146 км.) 

Для этого в текущем году утверждены Рекомендации по оценке уровня бездефектного содержания. 

В случае эффективности бездефектного содержания на пилотных участках в дальнейшем планируется поэтапно внедрить полученный опыт на других участках автодорог.

Еще одним из проблемных вопросов является создание аварийных ситуаций участниками дорожного движения, культура вождения оставляет желать лучшего. При улучшении состояния дорожного покрытия водителями часто нарушаются правила дорожного движения при соблюдении скоростного режима. Для сокращения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий совместно с Комитетом административной полиции МВД РК принимаются совместные действия, согласно утвержденных Планов мероприятий по безопасности дорожного движения. 

Также много критики возникает в части объектов придорожного сервиса. Необходимо отметить, что основная масса критики приходится из-за отсутствия интереса у предпринимателей в приведении в соответствие существующих объектов придорожного сервиса к требованиям Национального стандарта. 

В этой связи считаю, что акиматам областей необходимо усилить работу в данном направлении. 

В свою очередь, Министерство обеспечивает поэтапное устройство санитарно-гигиенических узлов вдоль автодорог республиканского значения. В текущем году планируется устройство 70 единиц СГУ. 

До конца 2025 года в рамках госпрограммы «Нурлы жол на 2020-2025 годы» планируется обеспечить установку 297 санитарно-гигиенических узлов.

 

 

 

 

«Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Это действительно народная стройка века».
«Мы ставили задачу развивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. В настоящее время мы возрождаем Новый Шелковый путь. Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока. Мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского континента». «Стратегия «Казахстан-2050».
 
 
Послание Первого Президента РК - Елбасы, 2012 г.

 

 

 

 

«Исполнительной власти нужна полная, качественная программа «Нурлы Жол». Это стратегический проект, благодаря которой будет затронута вся транспортная инфраструктура».

 

 

 

 

Стратегия 2050

 

 

 

 

Проекты "ЗЕ-ЗК"
Проекты "Нурлы жол"
Закупки
Объявления
Пресс-центр
Мультимедиа
Вопросы и ответы Контакты